Целью моего исследования, была проверка самостоятельности, размышления, коллективной работы в группе, выявление нахождения решения в ситуации. Формированию и развитию вышеуказанных качеств способствуют игровые моменты на уроках физики — работа в группах, где каждый обучающийся отвечает за конкретный вид деятельности.
Для формирования компетентного конкурентоспособного специалиста, который способен учиться и переучиваться в течение всей трудовой деятельности, необходимо развивать способности и устойчивую мотивацию обучающихся. Способностями можно считать любые индивидуально-психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо профессиональной деятельности и не сводящиеся только к знаниям и навыкам, поэтому для реализации данных способностей роль саморегуляции очень важна. Формированию и развитию вышеуказанных качеств способствуют игровые моменты на уроках физики — работа в группах, где каждый обучающийся отвечает за конкретный вид деятельности.
Например, вместо традиционных уроков обобщения изученного можно провести урок-турнир в форме игры.
Исходя из вышесказанного для формирования саморегуляции решила я решила провести ролевую игру на уроке физики на тему: «Самостоятельная работа» с целью учета и контроля знаний по темам материальная точка, скорость, равномерное и неравномерное движение;
Развитие умения и навыков решения задач и систематизация знаний; Побуждение учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности; Воспитание интереса к физике.
В ходе урока обучающихся поделила на три команды с помощью цветных стикеров с цифрами по цветам. Затем командам были даны названия: аналитики, теоретики и эрудиты.
Первым заданиям для команд было представление визитной карточки команды, где команды представляли название команды, девиз и эмблема. Далее следовала разминка, которая была проведена в виде теста по домашнему заданию с целью формативного оценивания знаний, что дала возможность оценить знания каждого учащегося для дальнейшего обучения.
Для теоретиков раздала карточки, где необходимо было заполнить «пустоты». Эрудитам предложила разгадать кроссворд по пройденным темам: «Равномерное и неравномерное движение». Аналитикам предложила решить и правильно оформить задачи.
После выполнения задании в группах, мною были даны ответы к заданиям для проверки ответов, также лист оценивания работы в группе, где оценивалась командой работа каждого члена команды. После выполнения задании в группе было предложена учащимся объединится в группу по цифрам на стикерах. Затем учащиеся, которые являлись в группе с другими, объясняли и рассказывали задания, которые они выполняли в группах. После выполнения задании в другой группе учащийся, который до этого выполнял задания проверял и оценивал работу каждого кто в группе. В ходе урока наблюдала за двумя учениками А и Б в различных учебных ситуациях.
Утверждения о самостоятельности обучения | Ученик АДа / Нет | Ученик БДа / Нет | Доказательство Ваших наблюдений |
Соблюдая порядок, последовательность, вступает в разговор самостоятельно | да | Нет | Ученик А и Б попали в одну группу, при обсуждении задания ученик А был сам инициатором подводящих вопросов для решения учебной проблемы. А ученик Б вступал в разговор только когда спрашивали именно его. |
Может высказать собственное мнение о запланированном задании | да | нет | Ученик А высказывает собственное мнение и может настаивать и доказывать свое мнение. Ученик Б неуверен в своих знаниях и не может противоречит убеждениям ученика А. |
При самостоятельной работе показывает качественное знание | да | да | В первом этапе урока при решении тестов по домашней теме, оба ученика А и Б набрали максимальное количество баллов. |
Результаты работы членов группы докладываются у доски и коллективно обсуждаются, что дает возможность:
- продолжить работу по формированию обобщенного умения решать экспериментальные, расчетные и качественные задачи;
- продолжить работу по формированию умения анализировать, делать выводы;
- продолжить работу по формированию умения видеть причинно-следственные связи;
- продолжить работу по развитию «языка науки» учащихся (физика);
- способствовать расширению кругозора учащихся и получению ими новых естественнонаучных знаний;
- развить навыки использования коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, уважительное отношение к мнению оппонента в процессе работы);
- способствовать развитию быстроты реакции, умения применять полученные знания в необычной ситуации;
- стимулировать желание самостоятельно работать с дополнительной литературой по предметам естественно-научного цикла.
По мере развития ситуации обучения, дети обходились без подсказок учителя, поскольку обучение стало понятным, независимым, саморегулируемым. В результате эксперимента, стали заметны и самонаправленность в процессе работы над заданием; самостоятельное определение учениками проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблемы.
Болшой спосибо.
Рахмет
GOOD
Здравствуйте. Очень понравился ваш отчет. Хотела распечатать и еще рез прочитать, но не получилось почему?
Спасибо, Ваш отчет очень понравился. Успехов Вам№.