Состояние органов пищеварения необходимо определять по аппетиту ребенка, состоянию ротовой полости, результатам пальпации живота, характером испражнений. У здоровых детей, которые рационально питаются и соблюдают распорядок дня, обычно хороший аппетит. Ухудшается он из-за наличия некоторых заболеваний, однообразного питания и недостаточного пребывания на свежем воздухе.
Испражнений являются показателем состояния пищеварительного канала. У здорового ребенка испражнения бывают регулярно 1— 2 раза в день. У грудных детей частота испражнений зависит от способа кормления. Если кормление грудное, испражнения бывают 1—2 раза в день, цвет кала светло-желтый, сформированный или кашеобразный. В случае искусственного кормления испражнения частые, темные с неприятным запахом.
При расстройствах желудка испражнения могут быть редкими, цвет кала изменяется, наблюдаются патологические примеси в виде слизи или крови. В некоторых случаях у детей могут быть запоры.
Мама должна следить за характером испражнений, при его изменении распознать начальные признаки заболевания. Высаживать ребенка на горшок необходимо перед сном, после сна, через 30 минут после еды.
У детей в первые месяцы жизни испражнения и мочеиспускания произвольные, происходят рефлекторно по мере наполнения мочевого пузыря и прямой кишки. После 4 месяцев нужно вырабатывать у детей условные рефлексы на произвольное мочеиспускание и опорожнение. Для этого ребенка после сна, перед сном и периодически во время бодрствования держат над горшком.
Вскармливание ребенка грудного возраста
Существует три вида вскармливания: естественное, искусственное и смешанное. Дети, которые вскармливаются грудью матери, как правило, спокойные, хорошо развиты, активные. Такие дети меньше болеют, а если и болеют, то легче переносят болезнь. Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, очень часто имеют отклонения массы тела. У таких детей ослаблен иммунитет, они чаще болеют.
Принципы кормления грудных детей
1.Прикорм всегда дают после кормления грудью, чтоб ребенок максимально отсосал молоко. Прикорм дают с ложечки.
Здоровому ребенку с 1 месяца можно давать тертое яблоко без корочки, начиная от 0,5—1 чайной ложки до 50 г в 2 месяца и до 100 г в 4 месяца;
2.Соки вводят с 1—2 месяцев, начиная с чайной ложки. Соки лучше не смешивать, но можно давать сахарный сироп;
3.Прикорм вводят при естественном вскармливании с 5 месяцев, а при смешанном и искусственном — раньше, то есть с 4—4,5 месяцев;
4.Начинать прикорм лучше с овощного пюре, а не с каши. Начинают с 1—2 столовых ложек и постепенно заменяют прикормом грудное вскармливание;
5.Для обогащения еды микроэлементами и витаминами в пюре и кашу добавляют сыр, желток куриного яйца, масло;
6.На первом году жизни ребенку постепенно вводят 3 прикорма, а в конце года вечернее, а потом утреннее кормление грудью заменяют коровьим молоком.
Таким образом, ребенка готовят к отлучению от грудного вскармливания. Не рекомендуется отлучать ребенка от груди в жаркое время года и в то время, когда ребенок болеет.