RUS KAZ

Дети и деньги

Мнения разделяются относительно квоты, возраста и относительно мотивов, но не относительно самого факта выделения ребенку денег. Не подлежит сомнению, что деньги являются важным элементом жизни. Также не подлежит сомнению, что умение обращаться с деньгами эту жизнь облегчает.

Когда именно молодой человек должен научиться бережливости или мудрому решению финансовых вопросов? Даже если они на уровне «купить пачку чипсов или не купить». Это возможно только, если ребенок имеет постоянные поступления наличности и полную возможность ею распоряжаться. И еще одно. Отец (мать), давая ребенку деньги, тем самым сигнализирует, что своему ребенку доверяет. Говорит без слов: «Ты уже настолько взрослый, что можешь сам что-то решать». Для ребенка это очень важно.

Стоимость денег

Квота карманных денег во всей этой истории — вопрос второстепенный. Известно, что для старшеклассника 1000 или 1500 тг. в неделю — мало. Но для первоклашек вполне может хватить. Речь не так о размере, как о самом факте того, чем можно распоряжаться.

deti-i-dengi-davat-ili-net

Но дать карманные деньги ребенку — это не все. Взрослый не должен поддавать сомнениям его финансовые решения. Если он начнет это делать — ребенок потеряет уверенность, что деньги его, а воспитательный эффект карманных денег лопнет, как мыльный пузырь. Если молодой человек захочет потратить средства на бесполезные игрушки — пусть он это сделает. Следует поделиться с ним своим мнением, но нельзя ему этого запрещать. Да, это довольно трудно. Тем более что ребенок еще не может оценить стоимости денег.

Родители знают, что «деньги с неба не падают». Ребенок, особенно, который только начинает учиться распоряжаться деньгами, этих знаний не имеет. Но давать ему карманные — это, собственно, учить его этому. С точки зрения взрослого, подавляющее большинство денег, которые достаются ребенку, тратятся на глупости (хм, а мы, взрослые, всегда покупаем все рационально?). На сладкое, зрелища (очередной магнитик из поездки) и игрушки. Игрушки, которые сразу же разваливаются и выбрасываются в мусор. Взрослого это раздражает, ребенка — учит.

Взрослый может и должен обращать внимание ребенка на нерациональную трату денег, но — и это стоит еще раз подчеркнуть — не должен вмешиваться в распоряжение ими. Чем старше ребенок, тем больше его знания о деньгах, бережливости и управлении финансами. Но — опять с родительской точки зрения — большинство купленного просто лишнее. Может, теперь молодой человек уже не покупает игрушки, но уже точно покупает одежду, косметику, игры или музыку. Для старшеклассника это важно. Родители должны быть советчиками, а не распорядителями.

Как советовать?

Речь не о советах относительно покупки конкретных вещей. Родители должны, например, разговаривать о целях бережливости. Может, стоит дополнительно мотивировать молодого человека, указывая, что если он сэкономит на что-то серьезное (теннисную ракетку или фотоаппарат), то вторую половину средств ему дадут? Но лучшая мотивация и школа — это наблюдение за родителями. Ребенок впитывает в себя не только то, что мы говорим, но и то, что мы делаем. Если мы сами тратим деньги на глупости, то и ребенок будет покупать подобное.

deti-i-dengi3

Стоит довести до сознания ребенка: то, что мы можем куда-то поехать на отдых, составляет результат круглогодичных сбережений. Хорошо ходить за покупками с ребенком и показывать, что иногда нужно хорошо посмотреть вокруг, чтобы найти идентичный по качеству, но более дешевый продукт, а не сразу у кассы. Нужно читать этикетки, поскольку большая упаковка совсем не всегда означает большее количество продукта. Стоит показать, почему иногда лучше купить большую упаковку (когда покупка продукта по весу и количеству оказывается выгодной), а в другой раз — маленькую (потому что, например, продукт испортится раньше, чем будет использовано все содержимое упаковки).

Общие покупки — прекрасный случай отследить финансовое поведение ребенка. Отправляясь в магазин, можно сказать ребенку, чтобы взял свой кошелек. Но самого факта наличия денег в кошельке еще мало. Чтобы образовательный эффект был достаточно скорым, взрослый человек должен передать ребенку конкретные знания.

Больше или меньше?

И, возвращаясь к конкретным суммам: очевидно, они зависят от благосостояния родителей, но даже в скромном доме стоит подумать о регулярной выплате символических карманных денег. Умение управлять деньгами составляет важный элемент воспитания. В домах, где родители могут себе позволить выделять детям даже значительные суммы, следует установить такой уровень карманных, чтобы ребенок получал приблизительно, сколько и его ровесники. Слишком большие квоты уменьшают желание экономить. Кроме того, ребенок с толстым кошельком иначе воспринимается в своей группе. И совсем не обязательно хорошо. Ровесники будут вертеться возле него, поскольку знают, что богатый приятель может их спонсировать. В такой ситуации трудно строить отношения, базированные на дружбе. Преобладают те, что подпадают под термин бизнес-отношения.

deti-i-dengi

Давать деньги ежемесячно или раз в неделю? Младшим можно давать меньшие суммы, но чаще. Старшим можно выплачивать их карманные ежемесячно. Но и частотность здесь имеет второстепенное значение, поскольку главное — регулярность. Ни под каким предлогом нельзя давать ребенку деньги раньше, просто потому, что он уже потратил предыдущую сумму. Так мы не научим его бережливости. Нельзя также и затягивать с выплатой. Ребенок не должен постоянно напоминать о своих деньгах. Если вы уже определили, что деньги должны быть выплачены, например, еженедельно вечером, то именно так и должно быть. Если это будет то в воскресенье, то во вторник, и еще когда-то (например, не имея мелких) мы решим, что в следующий раз будет двойная выплата, — то этим мы показываем: условия можно ломать. Поэтому не удивляемся, что и ребенок начнет нарушать условия, достигнутые в других делах. Кроме того, несоблюдение условий показывает, что и родителям, и тому, что они говорят, доверять нельзя.

Банк или носок?

Стоит ли открывать для ребенка счет в банке? Некоторые институции предлагают продукт, предназначенный для молодых клиентов. Для младших детей банк и счет — плохая идея. Ребенок, чтобы почувствовать деньги, должен их видеть и иметь к ним физический доступ. Счет в банке для маленького ребенка — абстракция, обертка вместо конфеты. Да и доступ к этим деньгам будет для него сложный. Не получится бегать в банк каждый раз, когда захочется купить мороженое в магазине за углом. Даже если такой счет и предусматривает банкоматную карту. И среди взрослых большинство людей тратят электронные деньги менее рационально, чем «живые» бумажные. У ребенка этот эффект будет еще сильнее. Кроме того, ребенок, делая даже скромные покупки, учится считать, прибавлять, вычитать и проверять, в чем заключается выдача денег на кассе. Карточка не гарантирует приобретение таких умений.

Нужно задуматься над созданием счета для ребенка старшего возраста. В частности, когда деньги откладывают для приобретения чего-то серьезного. Счет, карточка, переводы и банковские чеки, — это очередной шаг в экономическом образовании. Шаг, который стоит сделать рано, — но не слишком.

При случае нужно задуматься о том, стоит ли одалживать у детей. Родители должны избегать этого. Если вдруг возникла проблема (мы на кассе и нам немного не хватило денег), то одолженные деньги нужно вернуть как можно скорее. Если мы этого не сделаем, ребенок получит сигнал, что можно не экономить, иметь наличность при себе — не стоит, поскольку существует риск, что эти деньги заберут себе взрослые. Ребенок, о чем взрослые часто забывают, это «существо» рациональное. Очевидно на другом уровне, но он так же, как взрослый, учится на примерах. Если он исполняет свои «законные обязанности» (учится, помогает в домашних делах), то не должен рассчитывать на «оплату услуги». Карманные — знак доверия и повышения себя до взрослого уровня, а не плата за «послушного ребенка». Зато он может получить доплату к своим карманным за какую-то дополнительную работу, вне круга обязанностей.

Ну и последнее. Карманные нельзя выплачивать целую жизнь. Ребенок вырастает и перестает быть ребенком, начинает зарабатывать сам. Поэтому старшим детям уже можно уменьшать карманные, поощряя их находить подработку. Подростки, по закону, могут работать и с 16 лет. Так формируется трезвый подход к делам и ответственность за себя.

Добавить комментарий

Erketai.kz