По статистике, каждый четвертый ребенок страдает задержкой развития речи. Известно, что существует определенные нормы когда и как должен говорить ребенок. Например, с двух лет, специалисты считают, ребенок должен излагаться предложениями. Но, в реальности все чаще и чаще встречаются случаи, когда ребенок в этом возрасте говорит лишь отдельные слова, а бывает и только слоги. Стоит ли родителям бить тревогу?
Ведь, мамы и папы начинают замечать, что сверстники уже вовсю разговаривают. На самом деле, критическим возрастом. когда требуются специалисты можно считать возраст 3-х лет. Очень часто встречаются случаи, когда к трем годам у ребенка происходит так называемый прорыв, и он внезапно начинает строить предложения. Но, этот прорыв, на самом деле, не такой уж и внезапный.
Происходит он в том случае, если родители решают заняться развитием ребенка. Задержка речи, как правило, встречаются у детей, которые испытывают дефицит общения и со взрослыми, и с детьми, которые слишком много смотрят мультфильмы, родители которых не занимаются развивающими играми, построенными правильным образом. Если вы решили, что ваш ребенок отстает в психическом развитии от других детей, но ему еще нет трех лет, у вас есть возможность самостоятельно преодолеть эту проблему.
Во первых, важной составляющей является общение. Разговаривать вы должны много, комментировать свои действия, действия своего ребенка. Во вторых, исключить мультфильмы, или по крайней мере свести их до минимума — не более 2 часов в день. Просмотр телевизора не провоцирует ребенка к диалогу, там говорят за него, к тому же яркие картинки и частота смены кадров негативно влияют на психику в целом, что может отражать в том числе и на развитии речи. Поэтому, правильнее будет использовать аудио сказки.
Аудио прослушивание помогает ребенку успокоиться, замереть и прислушиваться, таким образом способствует развития и усидчивости, и внимательности, а не побуждает к действиям, не провоцирует возбуждение, в отличии от телевизора. В третьих, очень важную роль играет мелкая моторика, как все знают. Но, занятия с пирамидками и пазлами сами по себе не так эффективны как комплексные занятия.
А именно — тематические развивающие занятия. Что же это такое? В рамках одной. придуманной вами тематики, вы готовите совершенно разные упражнения связанные с развитием мелкой моторики, музыкального слуха, словарного запаса, логики, связанные с изучением счета, цвета и т. д. Например, вы принимаете решение изучить времена года. И первый урок посвящен зиме( длится развивающий урок должен примерно час). Итак, согласно выбранной зимней тематике можно найти или создать самостоятельно слайд шоу, на котором будут изображения зима в разных ее проявлениях.
Затем приступить к формированию снежков из белых салфеток, а затем поиграть с ними — бросая друг в друга. Можно вырезать из бумаги снеговика, приклеить и создать зимнюю картинку, нарисовать следы зверей на снегу и так далее. Включать в урок музыкально-танцевальные минутки, чтобы дать возможность ребенка отдохнуть. А затем, снова приступать к каким то, требующим усидчивость заданиям, обязательно комментируя все действия. Такие, ежедневные занятия обязательно принесут свои плоды.
Помните, что все дети разные, ненужно сравнивать своего ребенка с другими. Кто то раньше, кто то позже. Кто то успешен в одном, а кто то в другом. Всегда сравнивайте своего ребенка с ним самим в недавнем прошлом. Если есть прогресс, пусть даже минимальный, значит вы на верном пути и вам не о чем беспокоиться.
Пусть месяц назад он говорил пять слов, а сегодня уже десять — это нормально. Только отсутствие прогресса должно беспокоить вас, и быть поводом обращения к специалистам, а также быть поводом для вас заняться, более активно, развитием ребенка.