В течение всей жизни формируется способность высказывать своё мнение, подбирать нужные слова, ну или попросту – передавать информацию другому человека. С детского сада дают задания выучить стишок, пересказать сказку – это азы по пользованию возможностей нашей речи.
Кажется, что в пересказе нет ничего сложного. Нужно прочитать текст и рассказать его своими словами. Однако, не всем это даётся так просто. Как понять, что ребёнок в затруднениях?
Для начала, нужно обратить на последовательность рассказа. В той ли очередности он пересказывает? Искаженные имен героев, повествования о событиях, которые не встречались в тексте – тоже говорят нам о том, что ребенку сложно уловить мысль, — как и смесь краткого и подробного описания. А также, различные ошибки речи, употребление тавтологии и т.д.
Задача пересказов — научить избегать серьёзных ошибок, разнообразить речь и увеличить её словарный запас, а также приучить последовательно излагать текст.
Сегодня, учителя не дают четких инструкций по тому, на что нужно обращать внимания для пересказа. В большинстве случаев задание формируется лаконично: «Пересказ текста с 15 по 35 страницу». Но этого не достаточно, что бы школьникам, с разным представлением и уровнем развития речи, выполнить задание так, как подразумевается. Кроме этого, у каждого школьника разный объем памяти, своё восприятие и мышление. А негативный опыт пересказала, который он получит на уроке, вызовет отрицательное отношение к этому заданию и позволит усомниться в своих способностях.
В начальной школе пересказы делятся на 2 типа: рассказ-описание и рассказ определенных событий. В первом случае, событий описывается не много, но число образных выражений и эмоциональных словосочетаний — огромно. Подобный пересказ расширяет и обогащает словарный запас ребенка. В описательных текстах встречаются часто слова с переносным значением. Взрослым нужно уделять немало внимания для таких слов, разъясняя их истинное значение. А после этого, в обычной жизни, для лучшего запоминания употреблять образные выражения и сравнительные обороты.
Во втором типе текстов – описание определенных событий – диалогов практически нет. Здесь важно выдержать последовательность событий. В подобных текстах, для увеличения запаса слов, пригодятся слова, описывающие психологическое состояние зверей и людей. Навыки, который ребенок получает в пересказе текстов, можно использовать в рассказе о каком-то ярком событии из его жизни. Важно дать понять ребенку, что словарный запас — мощный инструмент, который обеспечивает понимание с окружающими.