Познание окружающего мира для детей происходит не только через общение с родными и близкими, но и через игры.
Ролевые игры в магазин, больницу или школу облегчают ребенку понимание жизненных ситуаций, в которые он попадает затем наяву. А также не стоит забывать, что обучение наукам (чтению, математике или иностранному языку) должно происходить равноценно с творческими занятиями.
Ниже приведены некоторые игровые методики, соответствующие определенному возрасту ребенка.
Когда малышу исполнится 3 года, можно поиграть с ним в «Солнышко и дождик».
Эта игра направлена на улучшение навыков бега и нахождения своего места. Правила очень просты. Ребенок выбирает себе любое место и называет его своим «домиком».
Это может быть лавочка, пенек, или просто табурет. Вы говорите своему малышу одно слово – солнышко, и он идет «гулять». Бегает, прыгает, может изображать зайчика или птичку. Затем вы произносите слово – дождик, после чего ребенок должен спрятаться в своем «домике».
Еще одна игра, «Перешагни через палку», развивает ловкость и равновесие у детей в возрасте 3 – 4 лет.
На два маленьких стульчика или кубики положите палку так, чтобы ее высота не превышала 20 сантиметров. С другой стороны препятствия на стул или на диван положите флажок или любую другую игрушку.
Цель игры – ребенок должен перешагнуть через палку, дойти до цели (флажка или игрушки), поднять флаг, положить на место и вернуться обратно, снова перешагнув через препятствие.
Вместо палки можно также использовать кубики, выложенные в ряд, и представив, что это, например, ручей.
Когда вашему ребенку исполниться 5 лет, вы с ним можете поиграть в «Поймай бабочку». Эта игра совершенствует у малыша умение прыгать с места в высоту.
К любой палочке привяжите на веревочке, вырезанную из бумаги бабочку, и держите ее так, чтобы бабочка «летала» над головой ребенка. Он же, в свою очередь, должен прыгать в высоту, пытаясь ее поймать.
Кто же не помнит из детства «Съедобное — несъедобное». Эту же игру можно преобразовать в «Летает – не летает», которая отлично развивает внимание у ребенка.
Встав друг напротив друга, взрослый называет птиц, животных или различные предметы, и бросает малышу мяч. Соответственно, если называется летающая птица – ребенок должен мяч поймать, а если не летающий предмет – мяч нужно отбить.
С ребенком в возрасте 6 – 7 лет проводятся игровые занятия, тренирующие и развивающие память.
Например, назовите малышу 10 игрушек, находящихся в комнате, и попросите его собрать их в одно место. В случае если ребенку сложно сразу запомнить столько предметов – упростите задачу, уменьшив количество игрушек. И, соответственно, по мере улучшения памяти – увеличивайте количество.
Или, например, игра «Это не повторяй».
Договоритесь с ребенком, что во время занятий, он не должен, например, приседать. Дальше вы можете вместе прыгать, ходить, разводить руки в разные стороны. И неожиданно для него начните выполнять приседания. Если малыш заигрался и забыл о правиле игры – «оштрафуйте» его, например, попросите его поскакать на одной ноге.
И помните главное, что игра с ребенком, это, в первую очередь, совместное времяпрепровождение, радость и счастье, и лишь потом обучение и развитие!