Детские психологи уверяют: у каждого пятого ребенка существуют те или иные проблемы в школе и наблюдаются различные элементы дезадаптации. К этому явлению можно отнести:
— излишнюю активность ребенка на уроках,
— неумение найти общий язык с ровесниками,
— отставание в обучении и др.
Чаще всего, с проблемами дезадаптации сталкиваются дети-сироты, дети беженцев, жертвы насилия, дети малоимущих слоев населения. Однако, нередко симптомы этого явления бывают и у детей, воспитывающихся в благополучных семьях. Как правило, у большинства малышей проявления дезадаптации исчезают ко второму-третьему классу. У других они приобретают серьезные формы – неврозы, страхи, навязчивые состояния, изменения в характере. В школе такие дети могут вести себя или излишне закомплексованно (не общаться со сверстниками, плохо учиться и пр.) или, наоборот, поведении таких детей может носить ярко выраженный демонстративный характер (отсутствие дисциплины, драки с одноклассниками, неуважение к учителю, детский «вандализм» и др.)
Особое место в устранении дезадаптивных синдромов принадлежит учителю (его умению найти подход к «трудному» ребенку, чуткости и способности совместно с малышом и школьным психологом решить возникающие в школе трудности). Однако важное место в этом процессе занимают и родители. Им необходимо:
— постоянно контролировать изменения настроения ребенка,
— научиться спокойно обсуждать с ним сложности, возникающие в школе,
— проводить «отвлекающие мероприятия» (посещение секций, совместные занятия спортом, семейные путешествия и праздники, приглашение друзей домой или на прогулку и пр.);
— учить ребенка решать проблемы и относиться к их решению с оптимизмом.