«И сколько это можно терпеть?» « Сколько это будет продолжаться?» «И когда ты только научишься?» — Что это? А это боевые действия в некоторых семьях и война идет против собственного маленького чада. Доводят мамы и папы себя до нервного срыва, а ребенка до слез всеми силами стараясь привить отпрыску привычку прибирать за собой. Казалось бы, уже все испытано, исследован весь интернет, расспрошены все знакомые, но снова, снова и снова терпят мамы и папы поражение в этой битве. И не придет им в голову, что вина в том, что маленький человечек не хочет быть аккуратным и чистоплотным лежит на них. Да возьмите хотя бы окрик: «Ах, ты неряха! Как тебе не стыдно!» или «Немедленно убери за собой, слышишь, немедленно!». Конечно, такой окрик никогда не вызовет у ребенка желания пойти родителям навстречу, может на этот раз он и уберет, но скорее всего это вызовет у него чувство собственного несовершенства или чувство протеста. И то и другое весьма нежелательно. Вот для таких родителей и приведем несколько советов.
1. Знаете ли вы, что ребенок всегда старается подражать взрослым. Поэтому малыш видя, что папа кладет молоток на место или как мамам старается поддерживать порядок, быстрее усвоит эти уроки, и сам будет поддерживать чистоту.
2. Ребенку выполнять работу, которая не приносит радости и требующую довольно серьезных усилий сложно. Совсем другое, если он это будет делать с папой или мамой. Тогда вместе с ним вы «горы свернуть» сможете.
3. Не скупитесь на похвалу, ведь это одна из составляющих по приучению малыша к чистоте и порядку. Старайтесь всегда отметить перед остальными членами семьи достижения ребенка, и особенно, если сделал он это по своей инициативе, да еще и самостоятельно. И не надо критиковать, а тем более подымать шум, если в углу осталось немного пыли, или при уборке немного не так завернут уголок постели, или не совсем качественно вымыта тарелка. Можете быть уверены, что малыш старался сделать вам приятное выполнив свои обязанности. Ну а если вам хочется что бы работа выполнялась более качественно, в форме игры покажите ему, как это делается.
4. Никогда. Слышите, НИКОГДА не наказывайте ребенка работой по дому. Иначе пройдет совсем немного времени, и он свяжет между собой и наказание, и домашнюю работу и разницы между ними у него не будет. По этой причине он любыми доступными ему способами будет стараться увильнуть от этой работы.
Приучать ребенка к порядку надо с самого раннего возраста. Как только он освоил манипуляции с игрушками и с предметами, а это происходит примерно в 8-10 месяцев, вот это и есть то самое время когда надо показывать где и как должна лежать игрушки после того как ребенок с ними поиграет. И, конечно, делать это надо с подробным описанием на доступном ребенку языке. А уже в год или полтора ребенок с удовольствием будет помогать вам в ваших повседневных делах. Малыши очень любят делать все так, как папа или мама, вот и предложите ребенку убрать свои игрушки, так же он с удовольствием будет держаться с вами за пылесос, а если папа разрешить поковырять отверткой болтик, он будет на верху блаженства. «Помойте» вместе с ним посуду, при этом надо все комментировать, например: посуда должна быть чистой или – если болтик будет не закручен об него можно поцарапаться.
По истечению полутора лет ребенок уже делает все так, как его научили взрослые – например, кладет вещи на предназначенное для них место и это воспитывает не только аккуратность, а тренирует и память, и мыслительные процессы. И в случае правильного выполнения порученного дела обязательно похвалите ребенка. Не надо удивляться, если необходимая вам вещь окажется не там где надо, просто малыш положил эту вещь туда, где, по его мнению, она должна лежать и этим помог маме в уборке, а за помощь, ведь не ругают.
Просто надо объяснить малышу, что папины плоскогубцы должны лежать в ящике для инструмента, а то, что мы кушаем должно быть на кухне, ну а носки всегда лежат в ящике шкафа.
В два годика начинайте приучать ребенка при раздевании складывать свою одежду на стульчик. Покажите ему как это надо делать, а затем предложите сделать это самостоятельно. Объясните ему, что у каждой вещи есть свой домик, например, пальтишко и сапожки живут в прихожей, а колготки и рубашечка могут заснуть только на стульчике возле кроватки. Позволяйте ребенку оказывать вам помощь в домашней работе, пусть несколько раз ударит молотком по гвоздику, или поможет маме вымыть посуду, и ничего нет страшного, если он попросит у вас веник. Но если в ответ на просьбу о помощи он услышит отказ, а еще хуже окрик – помощи он вам больше не предложит.
Никто не сомневается в том, что тарелку он качественно вымыть не сможет, так же как и забить гвоздик, но поймите, что всему этому надо еще учиться и учиться, а учеба начинается именно сейчас. И пройдет совсем немного времени, и вы увидите как он быстро и хорошо моет посуду, и лихо забивает гвозди.
Ну а в возрасте трех лет малыш уже полноценный мамин помощник. И поливка цветов и вытирание пыли это ему уже вполне по силам. А знаете, сколько будет радости в том случае, если вы доверите ему расставить в прихожей обувь или привести в порядок кухонный стол, свои носочки и трусики он тоже может постирать. Конечно, вы их затем перестираете, но не надо, чтобы ребенок это видел, он должен быть уверен, что вы вполне доверяете ему делать то, что делают взрослые.
А почему бы приучение к порядку не преподнести ребенку в сказочной форме? Включите свою фантазию и придумайте двух героев. Пусть один из них как две капли воды будет похож на ваше чадо, ну а второй пусть будет таким, каким вы хотите видеть своего малыша. И, естественно, второй всегда будет победителем. У него все получается, что он задумал сделать исполняется и все проблемы решаются. Ну а первый герой, на примере второго, будет учиться быть чистоплотным, аккуратным, послушным и организованным.
Ну вот к трем годика вы чего-то добились и теперь необходимо закрепить достигнутые успехи. Однако самостоятельно мыть после еды посуду, наводить вечером порядок, убирать свои вещи и т, д. ребенок вряд ли будет. Отчасти потому что к вечеру он устает, отчасти потому что, по его мнению, есть дела поважней (ну хотя бы посмотреть мультфильм), от части, потому что еще не совсем контролирует свои усилия воли. Поэтому стоит мягко напомнить ребенку о его обязанностях и для этого существует множество способов. Малыш пока с большим трудом может удержать в мыслях набор и последовательность всех необходимых действий, особенно тех, которые не представляют для него удовольствия. Может быть, игрушки, расставленные им самим по всей комнате (Заметьте РАССТАВЛЕННЫЕ, а не разбросанные) для него смотрятся гораздо красивей. И дайте ему, пожалуйста, досмотреть мультфильм, и не вздумайте заставить разрушить с таким трудом построенный из кубиков домик.