Младшие школьники нуждаются в игре как методе обучения, ведь игра помогает младшему школьнику гораздо эффективнее усвоить знания, потому что они будут получены при большом эмоциональном всплеске, а значит, их воспроизведения будут намного легче и будут вызывать у ребенка приятные ассоциативные связи.
Младший школьник пытается в игре быть «сильнее», «быстрее», «заметнее», стать более «ловким». Его влечет необычное, таинственное, приключенческое, прекрасное, он во власти интереса к всему вокруг, все его интригует.
Также в процессе игры ребенок легко раскрывается, идет навстречу, непринужденно и естественно сочетает игру, учение и труд. Мир для него полон игры. Причем привлекает в игре не столько приз, сколько факт помощи кому-то, не столько процесс, сколько радость достижения результата, гордость за то, что «мы» или «я» сегодня лучше.
Многие игры используются как тренировочные упражнения на этапе как первичного, так и последующего закрепления.
При введении игры в учебный процесс воспитатель имеет возможность:
— Участвовать в игре наравне с детьми, чтобы ввести их в игровую атмосферу;
— Постепенно принимать на себя роль ведущего этой игры или наблюдателя;
— Контролировать деятельность учащихся
Таким образом, традиционные формы организации обучения (рассказ, лекция, проблемное изложение и т.п.) комбинируются с практикой использования дидактических игр. Сложный для понимания материал излагается традиционными методами, а менее сложным, учащиеся могут овладеть самостоятельно, но для этого им нужен дополнительный стимул, который изучается в форме игры.