Доброе время суток, уважаемые читатели
Занятие №1: «Корзина с фруктами»
(занятие можно проводить в группе детского сада, в кружке или дома с одним ребёнком)
Цель: Закреплять знание детей о фруктах: где и как они растут и развиваются, как и с помощью чего люди собирают спелые плоды, как их используют в кулинарии. Упражняться в употреблении глаголов действия; глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления. Закреплять умения согласовывать существительные с прилагательными. Знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Развивать умение лепить по представлению знакомые предметы (фрукты), передавать их характерные особенности и различия в величине деталей. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали, работая пальцами.
Материал: Заготовленная фруктовая корзина, чудесный мешочек с фруктами или муляжами (яблоко, груша, апельсин); соленое тесто (заранее приготовленное, трех цветов), стеки, дощечка, тряпочка; конверт с загадками – описаниями и главная героиня – перчатка ворона (можно использовать другого героя).
Ход занятия:
(предварительно ознакомить ребенка с формой, цветом и вкусом фруктов).
Появляется грустная ворона (с корзиной): — Здравствуйте мальчики и девочки ! Я живу в глухом лесу, у меня заболели детки – воронята. Врач прописал им кушать фрукты и пить соки из фруктов. Он сказал, что соки должны быть натуральными, так как именно они обладают полезными, целебными свойствами. Выдал рецепт, в котором записал загадки из этих фруктов (подает конверт с загадками описаниями). Я слышала, вы, милые детки, все любите пить фруктовые соки, поэтому и растёте сильными, умными и сообразительными. Помогите мне, пожалуйста, отгадать эти загадки. Тогда я смогу дать воронятам полезные целебные соки, и они быстрей поправятся.
(ворона читает первую загадку)
Первая загадка:
— Этот фрукт круглый, вверху у него небольшое углубление, из которого растет тонкий черешок с листиком. Снизу тоже есть маленькое углубление, он бывает зеленый, красный и желтый. Что это такое ?
(яблоко)
Приготовьте текстильный непрозрачный мешочек с разными фруктами. Обязательно положите в него несколько яблочек. Предложите одному из детей найти отгадку в чудесном мешочке на ощупь.
Покажите всем ребятам найденное яблоко. Еще раз обследуйте его вместе. Пусть каждый подержит его в ладошках, потрогает пальчиками со всех сторон. В это время обратите их внимание на все отличительные особенности.
(ворона читает вторую загадку)
Вторая загадка.
— Нижняя часть этого фрукта похожа на яблоко, но верхушка у него вытянутая и закругленная с черенком и листиком, внизу маленькое углубление Что это ?
(груша)
Предложите следующему ребенку найти отгадку в чудесном мешочке. Обследуйте вместе форму. Укажите на все описанные особенности груши.
— Какие, вы – Молодцы ! – хвалит ворона ребят. — Отгадали все загаданные фрукты.
— Ворона, мы с ребятами подумали и решили подарить твоим деткам – воронятам фрукты. Только они будут необычные. Детки их слепят из соленого теста.
Сначала дети с воспитательницей очерчивают в воздухе пальчиком форму каждого фрукта.
Воспитательница показывает приемы лепки фруктов. Когда фрукты будут готовы, воспитательница ставит их сушиться.
А в это время проводится игра — разминка «Садовник».
Эта игра направлена на развитие общих речевых навыков, координацию речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: «сажать, белить, чинить».
Предлагаем ребятам выйти на середину комнаты и образовать круг.
Мы вчера в саду гуляли,
(ребята берутся за руки и дут по кругу в одну сторону, через некоторое время в другую сторону).
Мы смородину сажали.
(останавливаются; размыкают руки; показывают, как надо копать ямки лопатой; объединяются в пары – один ребёнок «сажает кустик смородины», другой в это время «засыпает корни кустика землёй»)
Яблоки белили мы
Известью. Белилами.
(снова становятся лицом в круг и каждый показывает, как берёт кистью белила и красит ствол яблони – движениями руки вверх-вниз)
Починили мы забор,
(движениями рук показывают, как надо забивать молотком гвозди)
Завели мы разговор:
(имитируют беседу, поворачиваясь то к правому, то к левому соседу)
* выбирают одного ребёнка и он выходит в центр круга, а деткам выдают карточки с изображением фруктов
— Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
— Дашь в награду
Слив лиловых,
(дети выбирают из карточек ту, на которой изображена слива и показывают «садовнику»)
Груш медовых,
(дети выбирают из карточек ту, на которой изображена груша и показывают «садовнику»)
Самых крупных,
Спелых яблок,
(дети выбирают из карточек ту, на которой изображено яблоко и показывают «садовнику»)
Вишен
Целый килограмм.
(дети выбирают из карточек ту, на которой изображены вишни и показывают «садовнику»)
Вот что вам
В награду дам!
(«садовник» достает из-за спины корзину с фруктами)
Предложите детям подсказать вороне, какие соки можно получить из этих фруктов.
— Я буду называть фрукт, а вы скажите, какой сок из этого фрукта получается, — обращается воспитательница к ребятам (яблоко – яблочный, апельсин – апельсиновый, груша – грушевый).
— Ребят, какое время года приходит за осенью ? – продолжает спрашивать детей воспитательница.
— А, что можно приготовить из фруктов на зиму ? (варенье, цукаты, компоты, сушеные фрукты, мороженные фрукты).
— Хорошо справились с заданием !
— Ворона, а у тебя детки – воронята знают, что такое гигиена ? – обращается воспитательница к вороне. – Что они делают перед тем, как полакомиться фруктами ?
Воспитательница поворачивается к ребятам и предлагает им подсказать маленьким воронятам, что необходимо сделать перед тем, как съесть фрукты.
(детки рассказывают о том, что руки и фрукты перед едой обязательно моют и объясняют, для чего это делают)
Затем, складывают во фруктовую корзину свои готовые работы из соленого теста и прощаются с вороной, желая её деткам скорейшего выздоровления.